Добролюбов статья: что такое обломовщина, год написания


Модернизация общества и взаимодействие с западной культурой послужили толчком к возникновению новой достаточно характерной черты в русской литературе XIX века, называемой обломовщиной. Этот термин был введен русским критиком, публицистом и литературным критиком Николаем Добролюбовым. В статье «Что такое обломовщина?» он осветил специфику этой своеобразной меланхолической черты русского характера, нашел объяснение причин ее возникновения и попытался обозначить пути ее преодоления.

Добролюбов развивает свою теорию по усиленному проникновению западной моды в русскую жизнь и образование, причем он особенно акцентирует внимание на том, что западное влияние происходит в основном на уровне индивидуальной жизни и не учитывает историческую специфику России. По словам Добролюбова, обломовщину необходимо рассматривать как следствие этого влияния, а также как проявление отрицательных черт русской национальной психологии.

Статья Добролюбова вызвала широкий отклик в литературных кругах и среди общественности. Она послужила началом нового этапа в развитии русской культуры, направленного на осмысление и преодоление своеобразных психологических особенностей национального характера, влияния западной культуры и реформационных процессов в русском обществе.

Жизнь и творчество Добролюбова

Добролюбов был одним из первых критиков, кто начал заниматься анализом психологических типов личности в русской литературе. В своей статье «Что такое обломовщина?» он описал характер главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов», создав тем самым новое понятие в отечественной литературе.

Основываясь на своих наблюдениях, Добролюбов вывел образ «обломовщины» как социальное явление, отражающее пассивность и бездействие личности, ее отсутствие жизненной энергии и стремление к бесцельности. Он указывал на опасность данного явления для общества, подчеркивая, что оно препятствует прогрессу и развитию.

Творчество Добролюбова отличается глубоким анализом и критическим взглядом на реальность. Он активно пропагандировал позитивные принципы жизни, воспитывая у людей чувство ответственности и активное отношение к своей судьбе. Его работы считаются классикой русской литературной критики и продолжают оставаться актуальными и сегодня.

Обломовщина как философская концепция

В основе обломовщины лежит пассивность, бездеятельность, прокрастинация, неспособность к саморазвитию и самосовершенствованию. Эта концепция поднимается как критика социальной и экономической системы, так и общественного мировоззрения.

Обломовщина глубоко коррелирует с русской душой, с ее желанием погрузиться в себя, в свой внутренний мир, отмечая приоритет духовных ценностей над материальными. Это выражается во взглядах на работу, образование, развитие, где вопросы физического труда и суеты сходят на второй план.

Обломовщина также имеет моральный характер. Она критикует моральное равнодушие, отсутствие идеалов, потерю смысла жизни и моральные ориентиры. Обломовщина указывает на глубокий кризис развития личности и нравственности, вызванный отсутствием активной целеустремленности и ответственности перед собой и обществом.

Обломовщина, как философская концепция, наводит на размышление о месте индивида в обществе, о необходимости активной и созидательной жизненной позиции. Она показывает, что мир может измениться только через расширение границ своего бытия и осмысление своего места в нем.

Появление термина «обломовщина»

В статье «Что такое обломовщина?» Н.А. Добролюбов впервые использовал термин «обломовщина», чтобы описать явление, которое он считал одной из главных проблем русского общества. Термин произошел от имени главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов», который показывает типичный образ человека, неспособного к активным действиям и утратившего интерес к жизни.

Добролюбов представил «обломовщину» как негативное явление, которое разрушает общество и препятствует его прогрессу. В его статье он описывает «обломовщину» как отрешенность от окружающей действительности, инертность, пассивность, отсутствие энергии и инициативы, а также как пренебрежение к труду и развитию личности.

Термин «обломовщина» впоследствии стал широко использоваться в русской литературе и научных работах для обозначения постоянного истощения и признака духовной и социальной слабости человека. Этот термин проник в повседневную речь и стал символом лени, бездействия и безразличия к общественной жизни.

Основные черты обломовщины

Главная черта обломовщины – безудержное стремление к покою и отсутствие желания к действию. Обломовщина препятствует развитию личности и мешает ей достигать чего-либо в жизни.

Человек, страдающий от обломовщины, характеризуется нерешительностью и лежебокой. Он не способен совершать активные действия, предпочитая проводить время в ленивых размышлениях и мечтаниях. Существуют различные причины, приводящие к появлению обломовщины – это могут быть личные трудности, внутренний конфликт или даже боязнь будущего.

Обломовщина характерна не только для отдельных личностей, но и социума в целом. Она становится более заметной в периоды стагнации и безразличия, когда люди предпочитают проживать поверхностно и не задумываться о саморазвитии и реализации своего потенциала.

Обломовщина – как самоограничение, которое лишает нас возможности раскрыться и стать более полноценными личностями. Преодоление обломовщины требует осознания проблемы и намеренного шага к изменению своего поведения и мышления.

Критика обломовщины в статье

Статья «Что такое обломовщина?» А.И. Добролюбова содержит не только анализ и объяснение идеи обломовщины, но и критику этого явления в русской литературе и обществе.

Добролюбов осуждает обломовщину как проявление пассивности, бездействия и отсутствия инициативы у человека. По его мнению, обломовщина является препятствием для развития личности и прогресса общества.

Автор обращает внимание на вредность обломовщины не только для отдельного индивида, но и для общества в целом. Он утверждает, что обломовщина способствует затормаживанию развития страны, принижению ее роли на международной арене и отставанию от других народов.

Добролюбов резко критикует обломовщину как недостаток русской национальной характеристики. Он указывает на отсутствие творческого начала и индивидуализма у русского человека, которые являются необходимыми для достижения успеха и прогресса.

В своей статье Добролюбов призывает к преодолению обломовщины и развитию активности, созидания и самостоятельности. Он подчеркивает необходимость действовать и стремиться к самосовершенствованию, чтобы жизнь не пройдет мимо, а была заполнена смыслом и достижениями.

Влияние статьи Добролюбова на культурные процессы

Статья «Что такое обломовщина?» Добролюбова, написанная в 1859 году, оказала значительное влияние на культурные процессы своего времени. Эта статья стала одним из важных произведений русской литературной критики и взбудоражила общественное мнение.

В своей статье Добролюбов описывает феномен «обломовщины» как нравственную пассивность и отсталость, присущую некоторым слоям русского общества. Автор высмеивает и осуждает это явление, показывая его негативные последствия для развития общества.

Статья Добролюбова имела огромный успех и вызвала оживленные дискуссии и споры. Она стала своеобразным манифестом новой литературной школы и вдохновила многих писателей и критиков на изменения в своем искусстве. Влияние статьи Добролюбова на литературную среду было столь сильным, что к концу XIX века «обломовщина» стала символом отсталости и мешанины, противопоставленным жизнерадостности и активности.

Кроме того, статья Добролюбова оказала влияние на формирование общественного мнения и становление новых общественных движений. Она подняла актуальные проблемы русского общества и стала вызывать осознание необходимости перемен и прогресса. Многие люди, прочитавшие эту статью, начали задумываться о своей собственной роли в обществе и стремиться к изменениям.

Таким образом, статья Добролюбова «Что такое обломовщина?» оказала значительное влияние на культурные процессы своего времени. Она стала знаковым произведением, вызвавшим общественный резонанс и стимулировавшим изменения в литературе, искусстве и обществе в целом.

Добавить комментарий

Вам также может понравиться