Что такое басня 6 класс по литературе кратко


Басня — это жанр литературы, который позволяет автору передать своевременные общественные и философские истины с помощью вымышленных персонажей, обычно животных или предметов. Басня также имеет особый стиль письма, который сочетает в себе легкость, доступность и точность. Она является уникальным средством для привлечения внимания читателей и передачи определенных уроков или нравственных ценностей.

В басне обычно присутствует определенная мораль или урок, которые автор хочет донести до своих читателей. Часто басни используют аллегорические образы, чтобы показать конкретные характеристики или поведение людей, иллюстрируя общие проблемы и ситуации в обществе. Басня позволяет читателям проникнуться глубокими истинами, несмотря на их простоту и доступность.

Примером басни может служить известная работа И.А. Крылова «Ворона и Лисица». В ней ворона, заполнивившаяся самоуверенностью от своего замечательного голоса, увлекается собственным обаянием и становится пленницей хитрой лисицы, склонившей ее сделать оплошность. Басня на примере вороны и лисицы демонстрирует опасность гордыни и наивности, показывая, как необходимо быть осмотрительным и осторожным в отношениях с окружающими.

Что такое басня 6 класс?

Басни имеют простую структуру. Они состоят из двух частей: изложения предмета басни и заключения, содержащего обобщение и нравственный урок. В основе сюжета басни часто лежит конфликт между героями. Однако главной целью автора является выявление недостатков человеческого общества, а не разрешение конфликта.

Примеры басен:

БасняАвтор
«Лягушка и Вол»Иван Крылов
«Ворона и Лисица»Иван Крылов
«Волк на пляже»Ян Фабр
«Заяц и Черепаха»Эзоп

Основные понятия басни

Основные понятия басни:

Жанр – басня относится к жанру эпической литературы, хотя может иметь и лирические элементы.

Главный герой – в басне главными героями часто выступают животные, но могут быть и другие персонажи.

Образ – все герои басни являются символами и несут определенные образные значения.

Мораль – основная мысль басни заключается в нравоучительной или политической морали, которую автор хочет передать читателю.

Дидактическая функция – басня используется для передачи определенных моральных ценностей и уроков, развития нравственности и воспитания читателей.

Примеры известных басен:

«Лягушка и Вол» — басня Ивана Андреевича Крылова, где через противостояние маленькой лягушки и грозного вола передается идея, что сила не всегда означает победу.

«Волк на псарне» — басня Афанасия Фета, в которой автор обличает ложность и лицемерие.

Жанровые особенности басни

Басня обычно имеет следующую структуру:

  • Вступление, в котором описывается время, место и обстоятельства происшедшего;
  • Описание главных персонажей, которые являются символами определенных качеств;
  • Описание конфликта, в котором герои сталкиваются с проблемой или коллизией интересов;
  • Раскрытие действия, в ходе которого развивается сюжет и герои проходят через различные испытания;

Примеры известных басен:

  1. «Ворона и Лисица» — басня Жана де Лафонтена о том, как Лисица обманула Ворону, чтобы вырвать из ее клюва кусок сыра.
  2. «Волк и Стрелка» — басня Ивана Крылова о том, как Волк пытался спугнуть Стрелку, но получил по заслугам.
  3. «Лягушка и Осел» — басня Ивана Крылова о том, как Осел попросил Лягушку пропустить его через болото, а потом не оценил ее помощь.

Цели и задачи басни

Основные задачи басни:

1Познакомить читателей с главными героями — животными, которые выступают в роли символов человеческих качеств и характеров.
2Воспитать в читателях чувство справедливости, милосердия и толерантности к окружающим.
3Продемонстрировать различные жизненные ситуации и показать, как правильно вести себя в каждой из них.
4Развить воображение и креативность читателей.
5Способствовать формированию критического мышления, аналитических и этических навыков.

Примеры басен, в которых отражены цели и задачи этого жанра, — «Лиса и виноград», «Волк и собака» и «Лебедь, рак и щука». В каждой из этих басен передается определенное послание, которое помогает читателям извлечь урок из происходящего.

Примеры басен:

1. «Лиса и Ворона»

В этой басне рассказывается о том, как лиса обманывает ворону, чтобы получить ее сыр. Лиса похвалила ворону за ее прекрасный голос и попросила спеть песню. Ворона, приставши к лести, раскрыла клюв, а лиса подобрала сыр и убежала.

2. «Заяц и Черепаха»

Басня рассказывает о гонке между зайцем и черепахой. Заяц, надеясь на свою скорость, пренебрегает черепахой и соглашается участвовать в гонке. Во время гонки заяц уверен в своей победе, но он останавливается на отдых, чтобы поспать. В это время черепаха продолжает медленно и упорно идти и, наконец, достигает финиша первой.

3. «Лягушка и Вол»

В этой басне рассказывается о лягушке, которая с человеческими наклонностями рассказала своему другу жабе, что она превосходит его. Жаба попросила лягушку выползать из своего пруда, чтобы они могли вести главную гонку. Лягушка согласилась, но когда она выползла из пруда, вол схватил ее и утащил в воду.

4. «Волк и Ягненок»

В этой басне рассказывается о волке, который пытается обосновать свою жажду крови ягненка, под видом того, что ягненок мутит воду в источнике. Волк рассказывает о том, как они с ягненком встречались в других местах и что у них были разногласия. Наконец, волк съедает ягненка.

Происхождение басен

В Древней Греции басни прославил знаменитый поэт и фабулист Эзоп. Он создал несколько сотен басен, которые полны умных советов и мудрых наставлений.

В Древней Индии широкую известность получили басни, записанные мудрым индийским философом Вишну Шармой. Они донесли до нас множество уроков морали и добродетели, рассказывая о животных и их поступках.

В Древнем Китае басню также считали одной из основных форм литературы. Известный философ и поэт Лао Цзы создал целую серию басен, известных под названием «Записки о добрых поступках». Они вдохновляли китайцев на совершение добрых дел и помогали им развивать мудрость и нравственность.

Таким образом, басни стали частью национальных культур и распространились по всему миру. В каждой культуре есть свои уникальные басни, но у них есть общие черты – они содержат краткие истории о животных, которые помогают человеку понять и принять нравственные ценности.

Значение басен в литературе

Главной целью басни является передача нравственных уроков и критика недостатков человеческого общества. В баснях главные герои часто являются животными, которые ведут диалоги и переживают различные ситуации. Это позволяет автору обратиться к читателю через знакомые образы и создать эмоциональную связь с проблемой.

В басне символы употребляются для передачи определенных моральных качеств и характеристик героев. Например, волк в басне часто является символом жестокости и алчности, а зайцы — символом своеволия и наивности.

Басни до сих пор актуальны и важны для современного общества. Они помогают нам понимать моральные ценности и ставить перед собой важные этические вопросы.

Современные басни

В рассказе «Старый медведь» автор рассказывает о встрече медведя и охотника. Медведь, обладая интеллектом, смекалкой и чувством юмора, остается победителем в этой неравной схватке. В басне «Степной орел» Самойлов рассказывает историю о величии и могуществе орла и его отношениях с другими птицами.

Примеры современных басен
«Старый медведь»
«Степной орел»

Современные басни часто отражают проблемы и противоречия современного общества. Они могут быть сатирическими и содержать критику различных аспектов жизни, таких как бюрократия, коррупция, нравственность и т.д. В басне «Сова и Чучело» Самойлов показывает, как наивная иллюзия может привести к горькому разочарованию.

Современные авторы басен активно используют животный мир, чтобы передать свои мысли и идеи. Они создают остросюжетные и увлекательные истории, которые помогают читателю задуматься о морали, значениях и проблемах, с которыми мы сталкиваемся в современном мире.

Басни также являются отражением моральных и нравственных принципов общества. Через героев благодаря басням авторы выражают свое отношение к различным явлениям и вопросам. Например, в басне «Лягушка и Вол» автор передает идею о важности осторожности и благоразумия. Герои басен зачастую являются персонажами, которые воплощают какие-то характеристики людей и ситуации, чтобы подчеркнуть определенные аспекты своих идей и убеждений.

Примеры басен:Смысл басни:
«Ворона и Лисица»История о том, что лесть и хитрость могут привести к неприятностям.
«Лягушка и Вол»Нравоучение о том, что нельзя принимать быстрых решений, нужно быть осторожным и благоразумным.
«Лиса и Виноград»История о том, что лень и жадность не приводят к хорошим результатам.

Басни позволяют ученикам 6 класса развивать навыки литературного анализа и критического мышления. Изучение этого жанра помогает понять, как авторы используют литературные приемы и образы для передачи своих идей и нравоучений. Пример басни также дает возможность сопоставить содержание басни с реальными ситуациями и поведением людей, что помогает понять глубинный смысл и нравоучение басни.

Добавить комментарий

Вам также может понравиться