В чем отличие традиционного и критериального оценивания


В системе образования существует множество методов и подходов к оцениванию знаний и навыков учащихся. Одним из наиболее распространенных является традиционное оценивание, которое основывается на мнении преподавателя и его субъективном восприятии успеваемости учеников. Однако, с развитием образовательных технологий все большее внимание уделяется критериальному оцениванию, которое основывается на четко определенных критериях и обьективных данных.

Традиционное оценивание, как правило, основывается на оценке и определении успешности ученика на основании его знаний, эмоционального настроя, активности в процессе обучения и других субъективных факторов. Оценка может быть выставлена на основе работы ученика на уроке, домашнего задания или внеклассной деятельности. В такой системе оценка ученика может варьироваться от учителя к учителю и от школы к школе, что приводит к отсутствию единой системы оценивания и снижению объективности результатов.

Критериальное оценивание, в свою очередь, подразумевает наличие четко определенных критериев, по которым учитель оценивает успеваемость ученика. Критерии дают возможность объективно и безошибочно определить уровень знаний и навыков учеников. В этом случае оценка выставляется на основе выполнения отдельных заданий или проектов, и результаты оценивания могут быть проверены и проконтролированы другими преподавателями или экспертами.

Традиционное оценивание: особенности и недостатки

Одним из главных недостатков традиционного оценивания является его поверхностность. Результаты такого оценивания не всегда отражают реальные знания и умения студента, так как они могут быть подвержены различным факторам, включая умение запоминать информацию и уверенность в себе. Кроме того, такой подход не учитывает индивидуальные особенности каждого ученика и не способствует развитию его творческого и критического мышления.

Еще одним недостатком традиционного оценивания является его субъективность. Часто оценки ставятся на основе субъективного мнения преподавателя, что может приводить к несправедливому распределению оценок. Кроме того, при таком подходе оценки не всегда объективны и не дают полной картины о достижениях студента.

Другим важным недостатком традиционного оценивания является его негативное влияние на мотивацию учеников. Ставя перед собой цель получить максимально высокую оценку, студенты могут потерять интерес к самому процессу обучения. Кроме того, традиционное оценивание создает атмосферу соперничества среди учеников, что может отрицательно сказаться на их самооценке и эмоциональном состоянии.

Важно отметить, что традиционное оценивание имеет свои достоинства, такие как простота и понятность для студентов и родителей, а также возможность сравнивать успеваемость разных учеников. Однако, в современном образовании все чаще признается, что традиционное оценивание не полностью отражает реальные достижения ученика и не способствует его личностному развитию. Поэтому все большую популярность набирает альтернативный подход — критериальное оценивание.

Что такое традиционное оценивание?

Основной принцип традиционного оценивания — выявить количество и качество информации, которую студент запомнил и понимает. Для этого используются такие методы оценки, как тесты, контрольные работы, эссе и другие задания.

Одним из недостатков традиционного оценивания является его ограниченность в измерении всех аспектов обучения и оценки. Оно не учитывает индивидуальные способности студента, его творческий потенциал и развитие мягких навыков. Кроме того, традиционное оценивание может способствовать фокусировке на достижении высокой оценки, а не на общем понимании и усвоении материала.

Несмотря на эти недостатки, традиционное оценивание остается широко распространенным в образовательных учреждениях во многих странах. Это связано с его простотой в использовании и понимании, а также с традицией и привычкой к такому подходу оценки.

Основные принципы традиционного оценивания

Основные принципы традиционного оценивания:

  1. Объективность. В рамках этой методики оценки преимущественно объективны, то есть их основа – измерения количественных и качественных характеристик знаний и навыков учащихся.
  2. Преимущество количественных оценок. В традиционном оценивании часто применяются числовые оценки, такие как баллы или оценки по шкале. При этом, важно учитывать, что количественные оценки имеют свои преимущества и недостатки.
  3. Ориентация на правильность ответов. В традиционном оценивании акцент сильно делается на правильности ответов учащихся. При традиционном подходе, правильные ответы оцениваются выше неправильных.
  4. Однозначность критериев оценки. В традиционном оценивании критерии оценки представлены достаточно ясно и однозначно, что делает их прозрачными и понятными для учащихся.

Критериальное оценивание: преимущества и примеры применения

Преимущества использования критериального оценивания включают:

  1. Объективность: благодаря установленным критериям и их весам, оценка становится более объективной и меньше зависит от субъективных предпочтений и взглядов оценивающего.
  2. Систематичность: критериальное оценивание позволяет оценить все необходимые аспекты задачи или проекта, а не только общую картину, что способствует более глубокому анализу и оценке.
  3. Расчленение сложных задач: методика позволяет разбить сложные задачи на отдельные компоненты и оценивать каждый из них по отдельности. Это помогает выявить и проанализировать сильные и слабые стороны каждого аспекта задачи.
  4. Прозрачность: использование критериального оценивания делает процесс оценки более прозрачным и понятным, поскольку каждая оценка основывается на явно определенных критериях и весах.

Примеры применения критериального оценивания включают:

  • Оценка качества продукции: устанавливаются критерии, такие как внешний вид, функциональность, надежность и др., и каждый критерий может быть взвешен относительно его важности. Это позволяет получить оценку, которая является объективной и основана на конкретных аспектах продукта.
  • Оценка выполнения проекта: устанавливаются критерии, такие как сроки, бюджет, качество выполнения работ и др., и каждый критерий может быть взвешен относительно его важности. Это помогает определить, насколько успешно проект был выполнен и выделить области, требующие улучшений.
  • Оценка эффективности сотрудников: устанавливаются критерии, такие как профессиональные навыки, результативность, коммуникационные способности и др., и каждый критерий может быть взвешен относительно его важности. Это позволяет оценить производительность сотрудников и определить, какие аспекты их работы требуют дальнейшего развития.

Критериальное оценивание является эффективным инструментом для определения качества, эффективности и успешности в различных областях работы. Оно помогает принимать обоснованные решения и улучшать процессы на основе объективных данных и анализа.

Что такое критериальное оценивание?

В отличие от традиционного оценивания, где преподаватель или эксперт выставляет окончательную оценку, в критериальном оценивании оценка рассчитывается путем сравнения выполненных работ с четко определенными критериями.

Критерии оценки представляют собой набор конкретных показателей или стандартов, по которым оценивается качество выполненной работы. Каждый показатель имеет определенные уровни или баллы, по которым определяется оценка.

Одной из основных целей критериального оценивания является обеспечение объективности и справедливости оценки. При использовании критериального оценивания все студенты или участники процесса получают возможность получить оценку на основе одних и тех же критериев, что позволяет устранить возможность субъективизма или произвола со стороны преподавателя или эксперта.

Для проведения критериального оценивания часто используются таблицы или матрицы оценки, которые содержат описание критериев и соответствующих им баллов. Это позволяет сравнивать выполненные работы каждого участника с критериями и определить их оценку на основе этих сравнений.

КритерийУровень 1Уровень 2Уровень 3
КачествоНиже среднегоСреднееВысокое
ОригинальностьМалооригинальноеСреднеоригинальноеОчень оригинальное
ОрганизацияХаотичнаяСреднеорганизованнаяХорошо организованная

Комбинация различных уровней по каждому критерию позволяет определить окончательную оценку, которая отражает качество их работы. Критериальное оценивание стимулирует участников к достижению определенных стандартов и повышению качества выполненных работ.

Основные преимущества критериального оценивания

  • Объективность: Критериальное оценивание позволяет установить четкие и конкретные критерии оценки, что делает процесс оценивания более объективным. Это помогает избежать субъективных предпочтений и неопределенных оценок, что может быть особенно полезно при массовом оценивании, например при проведении экзамена.
  • Конкретность: Критериальное оценивание предоставляет студентам ясное представление о том, что от них требуется для достижения высокой оценки. Они могут видеть конкретные критерии и понимать, какие навыки и знания необходимы для показа наивысших результатов.
  • Четкость обратной связи: Критериальное оценивание обеспечивает более четкую обратную связь студентам о том, что они делают правильно и что нужно улучшить. Критерии оценки позволяют преподавателю или оценщику объяснить, почему была поставлена определенная оценка и какие конкретно критерии были несоблюдены.
  • Сравнимость: Критериальное оценивание обеспечивает возможность сравнивать результаты разных студентов или групп студентов на основе установленных критериев. Это упрощает процесс сравнения и анализа результатов и может быть полезно при проведении исследований или оценке эффективности образовательных программ.
  • Стимулирование развития: Критериальное оценивание фокусируется на развитии навыков и достижении определенных целей, что стимулирует студентов к улучшению своих результатов. Они видят, какие навыки им нужно развивать, чтобы достичь высоких оценок, и могут активно работать над своими недостатками.

В целом, критериальное оценивание является более объективным, конкретным и структурированным методом оценки. Оно предоставляет студентам ясные критерии успеха, позволяет более эффективно использовать обратную связь и улучшает сравнимость результатов. Все это делает его привлекательным инструментом для оценки знаний и навыков студентов.

Добавить комментарий

Вам также может понравиться