Ступени речевого развития Филичева: основные этапы и особенности


Речевое развитие — это сложный процесс, в ходе которого ребенок осваивает умение понимать и употреблять речь. Одной из известных моделей, описывающих этот процесс, является модель Филичева. Разработанная советским психологом В.В. Филичевым, она предлагает систематически определенные этапы, на которых происходит развитие речи у детей.

Первый этап, или этап практического распознавания, начинается с рождения и продолжается до 6 месяцев. На этом этапе ребенок не произносит слов, но активно слушает и пытается понять значения звуков. Он начинает различать интонацию и ритм речи окружающих его людей.

Второй этап — это этап эмоционально-мимического контакта, который длится примерно от 7 до 12 месяцев. На этом этапе ребенок начинает использовать свои голосовые возможности, чтобы выразить свои эмоции. Он произносит слоги, мурлыкает и издает звуковые проявления радости или неудовольствия. Ребенок учится реагировать на интонации и мимику других людей, что способствует развитию его эмоциональной сферы.

Третий этап — этап активного двигательного включения, который отмечается примерно с 13 до 18 месяцев. На этом этапе ребенок начинает произносить первые слова и фразы. Он активно повторяет слоги, звуки и слова, которые слышит от взрослых. Ребенок начинает использовать речь для обозначения своих потребностей, интересов и намерений, что позволяет ему взаимодействовать с окружающей средой.

Четвертый этап — это этап интеллектуального дополнения языковой речи, который наступает в возрасте около 2 лет. На этом этапе ребенок начинает учиться образцовым фразам и предложениям, а также понимает значения новых слов. Он может задавать вопросы, говорить о прошлом и будущем, а также выражать свои мысли и фантазии. Важным аспектом этого этапа является понимание грамматических правил и правильного построения предложений.

Пятый этап — этап абстрактного мышления с помощью языка, который наступает примерно в 3-4 года. На этом этапе ребенок начинает использовать речь для решения проблем и рассуждения о различных абстрактных понятиях. Он учится использовать сложные грамматические конструкции и говорить о своих переживаниях и интересах в более детализированной форме. Этот этап способствует развитию интеллектуальных способностей ребенка и его способности к логическому мышлению.

Хотя ступени речевого развития Филичева не являются строгими рамками, они помогают понять общий путь, который дети проходят при освоении речи. Педагоги и родители могут использовать эти этапы, чтобы оценить и поддержать речевое развитие ребенка в разных возрастных периодах.

Общее представление о модели Филичева

Модель Филичева представляет собой систему ступеней, которые характеризуют развитие речи у детей. Она основана на наблюдениях и исследованиях психолога Филичева, который выделил несколько этапов в процессе формирования и развития речевых навыков.

Первый этап – предречевое развитие, включает в себя формирование основных предречевых навыков, таких как слуховое восприятие, произвольное внимание и связывание объектов с их акустическим образом.

Второй этап – устанавливание и расширение словаря. На этом этапе ребенок начинает активно использовать звуки и слова для общения и передачи своих мыслей.

Третий этап – грамматическое развитие. На этом этапе дети начинают осознавать различные грамматические правила и применять их в речи, формируя свою лексическую и грамматическую базу.

Четвертый этап – коммуникативное развитие. На этом этапе дети осваивают навыки взаимодействия и общения с окружающими, понимая социальные нормы и правила.

Пятый этап – высшие формы речи. На этом этапе дети уже способны анализировать и синтезировать информацию, использовать сложные грамматические конструкции и аргументировать свои мысли.

Таким образом, модель Филичева представляет собой поэтапный подход к развитию речи у детей, который позволяет систематизировать и изучать этот процесс.

Первый этап развития: период реагирования на уровне звуков и смыслов

Первый этап развития речи по Филичеву характеризуется периодом, когда ребенок начинает реагировать на уровне звуков и смыслов. В этом периоде дети активно слушают и воспринимают звуки речи, строят своеобразные «звуковые схемы» и начинают понимать некоторые слова и фразы.

На первом этапе развития речи ребенок уже умеет слышать и различать звуки, но еще не может произносить их самостоятельно. Он активно слушает окружающую речь и пытается повторить отдельные звуки или целые слова. Ребенок может использовать простые звуковые комбинации, чтобы выразить свои потребности и желания.

На этом этапе дети также начинают понимать смысловую нагрузку отдельных слов и фраз. Они улавливают интонацию речи и могут откликаться на положительные и отрицательные высказывания. Ребенок начинает осознавать, что речь может быть средством общения и использовать ее для передачи своих мыслей и желаний.

Первый этап развития речи по Филичеву является важным этапом в развитии языковых навыков у ребенка. В этом периоде формируются основные звуковые представления и понимание базовых смысловых структур. Коммуникация и взаимодействие с ребенком должны быть нацелены на активное развитие его речи через постоянное общение и поддержку.

Второй этап развития: период активного произнесения слов и фраз

Во время второго этапа развития речи по Филичеву ребенок активно произносит слова и фразы. Этот период характеризуется тем, что малыш начинает активно использовать ограниченный набор слов и фраз, чтобы выразить свои желания, потребности и мысли. В этом возрасте дети обычно начинают говорить мама, папа, да, нет, и другие простые слова.

Однако второй этап развития речи отличается от первого этапа тем, что ребенок начинает использовать слова и фразы не только в контексте повседневных ситуаций, но и для общения с другими людьми. На этом этапе ребенок начинает использовать речь для общения и передачи информации.

На втором этапе развития ребенка активно расширяется его словарный запас. Он начинает усваивать новые слова и фразы, наблюдая за окружающим миром и общаясь с другими детьми и взрослыми. Ребенок также начинает учиться строить более сложные предложения и использовать различные части речи.

Следует отметить, что каждый ребенок развивается индивидуально, и на этом этапе развития речи могут быть небольшие отклонения от стандартных характеристик. Важно помнить, что поддержка и стимулирование речевого развития ребенка на этом этапе является ключевым фактором для его дальнейшего успеха в освоении языка.

Характеристики второго этапа развития
— Активное произнесение слов и фраз
— Использование ограниченного словаря
— Усвоение новых слов и фраз
— Общение с другими людьми с помощью речи
— Развитие навыков построения сложных предложений

Третий этап развития: период постепенного формирования грамматических конструкций

На третьем этапе развития, дети начинают активно использовать грамматические конструкции в своей речи. Они начинают формировать предложения с согласованными глаголами, подлежащими и дополнениями, а также правильно использовать временные формы. Дети начинают понимать и использовать такие грамматические структуры, как вопросительные и отрицательные предложения.

Однако, на этом этапе дети все еще делают ошибки в грамматике, хотя уже гораздо реже, чем на предыдущем этапе. Они могут временами путать формы глаголов, делать ошибки в согласовании числа и лица, и использовать неправильные падежи. Это связано с тем, что они только начинают осваивать сложности грамматической структуры языка.

На этом этапе дети также начинают использовать сложные предложения, соединяя простые предложения с помощью союзов. Они начинают использовать местоимения и указательные слова для обозначения объектов и действий.

В целом, третий этап развития является периодом значительного прогресса в грамматическом развитии детей. Они улучшают свои навыки в формировании грамматических конструкций и начинают использовать более сложные речевые структуры.

Четвертый этап развития: период свободного использования языка

Четвертый этап развития речи по Филичеву характеризуется переходом ребенка к свободному и самостоятельному использованию языка. На этом этапе ребенок уже обладает обширным словарным запасом и строит более сложные и грамматически правильные предложения.

Особенностью этого периода является усвоение детьми грамматических правил и формирование собственного стиля речи. Ребенок начинает использовать различные части речи, такие как местоимение, прилагательное, существительное, глагол и т.д., и активно их сочетает в предложениях, учитывая грамматические правила.

В данном периоде дети начинают осваивать такие языковые явления, как образование форм слов, правильное использование временных форм глагола, согласование слов по роду, числу и падежу и другие грамматические правила.

Ребенок становится все более самостоятельным в использовании языка и начинает проявлять свою индивидуальность и креативность в речи. Он может использовать фразы и выражения на свой вкус, вносить некоторые изменения в грамматически правильные предложения и проявлять свою фантазию в сочинении текстов.

Важно отметить, что на этом этапе ребенку уже необходима поддержка и коррекция взрослого. Взрослым необходимо обращать внимание на правильность и грамматическую правильность высказываний ребенка, а также поощрять его к разнообразию и развитию речи.

Добавить комментарий

Вам также может понравиться