Методы педагогического исследования: формирование личностных качеств


Педагогическое исследование – это процесс систематического и научного изучения педагогических явлений, процессов и факторов, с целью получения новых знаний о них и разработки эффективных методов и приемов воздействия на личность учащегося. В современном обществе важным направлением педагогического исследования является работа над формированием личностных качеств учащихся.

Формирование личностных качеств является одной из важнейших задач образования. Ведь образование должно не только передавать ученикам знания и навыки, но и помогать им в развитии полноценной и гармоничной личности. Исследования показывают, что успешное формирование личностных качеств учащихся способствует их личностному росту и является ключевым фактором в их успешной адаптации к разным жизненным ситуациям и взаимодействию с окружающим миром. Поэтому педагогическое исследование в этой области является актуальным и значимым.

Для достижения поставленных целей в формировании личностных качеств учащихся педагогическое исследование использует разнообразные методы. Одним из таких методов является анализ литературы и научных исследований по данной теме. Этот метод предполагает концентрацию и систематизацию сведений о различных аспектах формирования личностных качеств учащихся, что позволяет выявить закономерности и особенности в этом процессе. В результате анализа литературы педагогам становится доступным опыт других ученых и практиков в данной области, а это в свою очередь способствует принятию обоснованных решений в работе с учащимися.

Методы педагогического исследования

Опрос является одним из наиболее распространенных методов педагогического исследования. Он позволяет собрать информацию от респондентов в форме ответов на вопросы. Опросы могут быть структурированными, полуструктурированными или неструктурированными.

Наблюдение – это метод, при котором исследователь непосредственно наблюдает за определенными явлениями или событиями в образовательном процессе. Наблюдение может быть структурированным (когда наблюдатель заранее определяет критерии наблюдения) или неструктурированным (когда наблюдатель записывает все наблюдаемые явления без заранее определенной системы).

Эксперимент является методом педагогического исследования, при котором исследователь намеренно изменяет одну или несколько переменных, чтобы исследовать их влияние на образовательный процесс. В эксперименте делят участников на группы – контрольную группу и экспериментальную группу – и сравнивают их результаты.

Анкетирование является методом сбора информации, при котором респонденты отвечают на вопросы, записанные в анкете. Особенность анкетирования в том, что респонденты отвечают на вопросы самостоятельно, без непосредственного контакта с исследователем.

Анализ документов – это метод, при котором исследователь анализирует различные документы, такие как учебные планы, программа обучения, учебники и т. д., для изучения образовательного процесса и выявления особенностей его организации.

Интервью – это метод сбора информации, при котором исследователь проводит беседу с респондентом, задавая вопросы и получая подробные ответы на них. Интервью могут быть структурированными, полуструктурированными или неструктурированными, в зависимости от того, как задаются вопросы.

Контент-анализ – это метод, при котором исследователь анализирует содержание текстовых материалов, таких как учебники, статьи, педагогические пособия и т. д., для выявления особенностей их содержания и подходов, используемых в образовании.

Статистический анализ – это метод педагогического исследования, при котором исследователь использует статистические методы для анализа данных, полученных в ходе исследования. Статистический анализ позволяет выявить закономерности и установить связи между исследуемыми переменными в образовательном процессе.

Выбор метода педагогического исследования зависит от поставленных целей и задач исследования, а также доступных ресурсов и ограничений. Комбинирование различных методов позволяет получить наиболее полную и надежную информацию о исследуемом явлении в образовательном процессе.

Способы анализа

В процессе педагогического исследования используются различные способы анализа, которые помогают понять и оценить результаты исследования. Вот некоторые из них:

Качественный анализ является одним из наиболее распространенных способов анализа данных педагогического исследования. Он включает в себя анализ текстов, интервью, наблюдений, фокус-групп и других качественных исследовательских методов. Качественный анализ позволяет получить глубокое понимание темы и исследуемых вопросов.

Количественный анализ является другим важным способом анализа данных. Он основан на математических и статистических методах и позволяет получить объективные и количественные результаты исследования. Количественный анализ часто используется для выявления и измерения статистических связей и закономерностей.

Сравнительный анализ позволяет сопоставить и сравнить различные данные и результаты исследования. Он позволяет выявить сходства и различия между объектами исследования и оценить их влияние на личностные качества студентов.

Системный анализ используется для изучения взаимодействия различных факторов и процессов в образовательной среде. Он позволяет исследовать взаимосвязь между личностными качествами студентов и внешними воздействиями, такими как педагогические методы, учебные программы и школьная среда.

Кроме того, существуют и другие способы анализа данных, такие как контент-анализ, пространственный анализ, сетевой анализ, факторный анализ и т. д. Каждый из этих способов анализа имеет свои особенности и применяется в зависимости от поставленных исследовательских вопросов и целей исследования.

Важно отметить, что использование нескольких способов анализа данных позволяет получить более полное и всестороннее представление о личностных качествах студентов и их формировании в процессе образования.

Добавить комментарий

Вам также может понравиться