Павел Петрович, отец главного героя, представляет собой типичного представителя старого порядка, считающего, что молодежь должна следовать прежним традициям и идеалам. Базаров же, в свою очередь, отвергает все эти ценности, делая акцент на практической пользе и науке. Однако, причина, почему Павел Петрович испытывает неприязнь к Базарову, не заключается только в различии взглядов.
Базаров является представителем прогрессивного движения, которое восставало против многовековых традиций и норм, но сам герой в некоторых случаях показывает свою аморальность и циничность. Например, его отношение к любви и отношениям – свободное и бескомпромиссное. Это вызывает отвращение у искреннего и романтичного Павла Петровича, которому непонятны такая безразличность и отсутствие искренности в чувствах.
Разочарования Павла Петровича
Во время пребывания Евгения Базарова в их доме, Павел Петрович неизбежно стал сталкиваться с некоторыми его поведенческими особенностями, которые вызвали у него разочарование и недовольство.
Отсутствие уважения к авторитетам: Павел Петрович был воспитан в соответствии со строгими правилами и ценностями высшего общества. Он придавал большое значение роли авторитетов и уважению к ним. В отличие от этого, Базаров относился к авторитетам с недоверием, отрицал их важность и считал, что человек должен самостоятельно мыслить и принимать решения.
Отсутствие этикета и хороших манер: Павел Петрович привык к изысканному образу жизни, в котором этикет и хорошие манеры играли важную роль. Базаров, однако, не обращал внимания на подобные детали, часто проявляя грубость и неприличное поведение. Это вызывало у Павла Петровича недоумение и разочарование.
Отсутствие уважения к традициям и консервативным ценностям: Павел Петрович придерживался традиционных ценностей и верил в их важность для поддержания порядка и стабильности в обществе. Базаров же высмеивал эти традиции и консервативные ценности, считая их устаревшими и нерациональными. Павел Петрович видел в этом угрозу для устоев, в которых он сам искренне верил.
Все эти факторы только усилили негативное мнение Павла Петровича о Базарове и привели его к критике его идеологии и ценностей.
Базаров как символ неуклюжести
Базаров, персонаж романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева, предстает перед нами как символ неуклюжести и грубости. Его неповоротливое поведение и высокомерие вызывают недоумение и раздражение у других персонажей, в том числе у главного героя Павла Петровича.
Неуклюжий образ жизни. Базаров ведет себя неуклюже как физически, так и эмоционально. Он часто проваливается в прорубь или спотыкается на улице, проявляя неэффективность и неприспособленность к окружающему миру. Его грубое и громкое поведение нарушает традиции и этикет, а его нежелание следовать общественным нормам делает его еще более неуклюжим и неприятным в глазах Павла Петровича.
Павел Петрович не оценивает Базарова и его неуклюжество и некрасивость. Он видит в нем смешного и некомфортного спутника, который портит обстановку и вызывает отвращение своими привычками и манерами. Базаров не свойственна галантность и утонченность, что делает его еще более несообразительным в глазах Павла Петровича.
Таким образом, Базаров становится символом неуклюжести и неловкости, который вызывает недоумение и раздражение у Павла Петровича. Его грубое поведение и нежелание подчиняться общественным нормам делают его некомфортным и неприятным собеседником. Базаров неуклюж и некрасив, и именно эти его черты становятся причиной его отторжения и критики.
Отсутствие страсти в душе Базарова
Павел Петрович в своих размышлениях высказывает свое разочарование по поводу отсутствия страсти в душе Базарова. Он замечает, что молодой деятель прозаически относится ко многим аспектам жизни и не испытывает истинного вдохновения.
По мнению Павла Петровича, Базаров утрачивает возможность по-настоящему ценить прекрасное в жизни и искусстве. Отсутствие страсти в его душе делает его прохладным и равнодушным к эмоциям, которые его окружают.
Это отношение Базарова не только к искусству, но и к любви вызывает разочарование у Павла Петровича. Базаров не в состоянии полностью отдаться чувствам и испытывать любовь во всей ее мощи и бурности.
Разочарование Павла Петровича в отсутствии страсти в душе Базарова несет за собой критику молодого деятеля. Однако, вместе с этим, Павел Петрович ощущает некоторую грусть и сострадание к Базарову, так как понимает, что отсутствие страсти может быть следствием его сложного и пестрого опыта жизни.
Таким образом, отсутствие страсти в душе Базарова становится одним из ключевых разочарований Павла Петровича и вызывает критику как его незаинтересованности в прекрасном, так и его пассивного отношения к любви. Но вместе с этим Павел Петрович испытывает и сострадание к Базарову, осознавая сложность его пути жизни.
Критика Павла Петровича
Он также осуждает стойкое отрицание Базарова любых духовных и моральных ценностей. Для Павла Петровича, у которого подобные ценности занимают важное место в его жизни, отношение Базарова к ним крайне недопустимо и аморально.
Кроме того, Павел Петрович видит в Базарове человека безразличного к окружающим людям. Он упрекает Базарова в его холодности и отчужденности. Взгляды Базарова о том, что люди чужие ему и не стоят его внимания, вызывают настоящий гнев и неприятие у Павла Петровича.
Наконец, Павел Петрович не одобряет личную моральную слабость Базарова. Он видит Базарова как слабого человека, неспособного высказать свои идеи и защитить свою позицию. Для Павла Петровича, который ценит силу характера и уверенность в своих убеждениях, подобное поведение Базарова является неприемлемым и недостойным.
Базаров как антипатичный персонаж
Разочаровывая Павла Петровича, Базаров отвергает все институты и идеалы, ценные для его отца. Он пренебрегает моральными принципами и традициями, считая их лишь декорациями для слабых и глупых людей.
Такие взгляды Базарова вызывают настоящее отвращение у Павла Петровича. Его критика направлена на личность и нравы Базарова, который убежден, что человеческое счастье заключается в самоусовершенствовании и достижении материального благополучия. В глазах Павла Петровича такой эгоистичный подход к жизни неприемлем и неправильный.
Между прогрессивным Базаровым и консервативным Павлом Петровичем возникает настоящий конфликт и противопоставление принципов. Базаров является воплощением новых идей и намерений, которые пугают и непонятны для Павла Петровича.
Однако пусть Павел Петрович не соглашается с Базаровыми взглядами, он вынужден признать его высокий интеллект и остроумие. Базаров производит на него впечатление человека с широким кругозором и глубоким пониманием жизни.
Таким образом, мнение Павла Петровича о Базарове неоднозначно, однако в целом можно сказать, что антипатия и разочарование в жестоком и бездушном Базарове служат основой для критики его личности и взглядов.
Неприятие Базаровой философии
Для Павла Петровича, представителя старой интеллигенции, такие взгляды на жизнь являются оскорблением его интеллекта и культуры. Он считает, что Базаров пренебрегает высшими чувствами и только унижает их. Не признавая значимости духовной сферы и человеческих страстей, Базаров ставит себя выше общества и не желает слушать взгляды других.
Таблица 1: | Таблица 2: |
Строка 1, ячейка 1 | Строка 1, ячейка 2 |
Строка 2, ячейка 1 | Строка 2, ячейка 2 |
Павел Петрович также не согласен с идеей Базарова о главенствующей роли науки. Для него наука – лишь одна из сфер познания мира, а не единственная истина. В своем непримиримом отношении к Базарову, Павел Петрович олицетворяет конфликт поколений и различные мировоззренческие подходы к жизни.
Заблуждения Базарова по поводу любви
Первоначально Базаров увлекается Анной Сергеевной, обнаруживая интерес к ее красоте и интеллекту. Он полностью поддается своим чувствам, не задумываясь о них и не осознавая своей слабости.
Однако постепенно Базаров начинает осознавать, что его чувства к Анне Сергеевне на самом деле нарушают его нигилистические принципы. Его стремление к независимости и свободе противоречит его желанию быть с Анной Сергеевной. Внутренний конфликт Базарова становится явным и видно, что его заблуждения начинают подрывать его решения и действия.
Базаров, несмотря на свои завышенные представления о собственной непобедимости, не может устоять перед силой любви, которая захватывает его сердце. Он пытается подавить эти чувства, ибо в них видит слабость и проявление собственной уязвимости.
Тем не менее, заблуждения Базарова по поводу любви разоблачаются в конце романа, когда его страсть к Анне Сергеевне не позволяет ему остаться равнодушным к ее смерти. Базаров понимает, что его нигилизм и рационализм не могут обуздать любовь и человеческие чувства, и уходит отрекаясь от своих прежних убеждений.
Игнорирование традиций и культуры
Это становится особенно явным в его отношении к искусству и литературе. Павел Петрович, будучи классическим представителем землевладельцев и душевным аристократом, ценит и почитает такие значения, как эстетика и эмоциональная глубина, к которым Базаров проявляет полное равнодушие.
Кроме того, Базаров относится к русской истории и культуре с пренебрежением, отрицающим важность национальной идентичности и наследия. Он считает, что национальное самосознание — это бессмысленная идея, которая только ограничивает индивидуальную свободу и способствует разделению людей на группы.
- Игнорирование обычаев и традиций
- Равнодушие к искусству и красоте
- Пренебрежение русской историей и культурой
- Отрицание национальной идентичности
По мнению Павла Петровича, такой подход Базарова является пагубным для общества, так как он отрицает исторические исследования и культурное развитие, а также ставит себя в непосредственную оппозицию к русскому народу и его ценностям. Базаров считает, что наука и прогресс являются единственными важными аспектами жизни, и что все остальное — пустая трата времени.
Павел Петрович видит в этой философии Базарова непомерное самомнение и арагантность. Он считает, что игнорирование традиций и культуры ведет к потере связи с прошлым и разрыву поколений, что является опасным для стабильности и развития общества.