Чем отличается ффн от онр в логопедии


Фонетическая фразовая неграмотность (ФФН) и органическое нарушение речи (ОНР) — два разных понятия в области логопедии. Они имеют свои уникальные признаки и требуют различных методов работы. Понимание различий между ними является важным аспектом работы логопеда для успешной помощи детям с нарушениями речи.

ФФН обычно относится к нарушению звукопроизношения и речевой активности у детей, не имеющих видимых физических или неврологических проблем. Это может быть вызвано неправильным усвоением звуков, неправильным пониманием языковых правил или отсутствием координации между мышцами, отвечающими за произношение. ФФН является функциональным нарушением и может быть исправлено с помощью различных упражнений и игр, направленных на тренировку речевого аппарата и правильное произношение звуков.

ОНР, с другой стороны, относится к нарушениям речи, вызванным органическими проблемами в нервной или мышечной системе. ОНР может иметь различные причины, такие как поражения внутриутробного развития, врожденные аномалии, травмы головы или нарушения развития мозга. В отличие от ФФН, ОНР требует более интенсивной и специализированной помощи, которая может включать в себя лечение проблемной области, неврологическую реабилитацию, компьютерные технологии или альтернативные способы коммуникации.

ФФН и ОНР: принципы работы и особенности

ФФН – это методика, основанная на комплексном исследовании высших психических функций, зрительного и моторного анализа речевой активности, а также установлении биологической основы речи. Основной задачей ФФН является выявление и коррекция нарушений речевого развития у детей. Методика ФФН включает в себя такие этапы, как анализ моторики артикуляционного аппарата, изучение мимической активности, анализ голоса и ритмико-двигательной сферы.

В свою очередь, ОНР – это комплексное исследование общих нарушений развития речи у детей. Основной принцип работы ОНР заключается в выявлении нарушений звукопроизводства и звукопонимания, а также их коррекции. С помощью ОНР определяется уровень речевого развития ребенка и выделяются основные трудности, с которыми он сталкивается.

Таким образом, основной отличительной особенностью ФФН является комплексность исследования речевого развития, включающая анализ моторики, мимики, голоса и двигательной сферы. В то же время, ОНР сконцентрирована на выявлении и коррекции нарушений звукопроизводства и звукопонимания ребенка.

Несмотря на различия в принципах работы, ФФН и ОНР являются взаимосвязанными методиками, которые помогают установить диагноз речевого развития у детей и применить эффективные методы коррекции. У каждого из этих подходов есть свои сильные стороны, их комбинированное применение позволяет достичь максимальных результатов в работе с детьми.

Понятие и сущность ФФН и ОНР

ФФН — это комплексное нарушение речи, обусловленное преимущественно периферическими (мышечными) факторами. Оно характеризуется недостаточностью развития артикуляционного аппарата, аномалиями формирования и функционирования органов артикуляции. При ФФН возникают сложности в произнесении отдельных звуков, искажения звуков или замены их на другие. Логопедическая работа с ФФН направлена на развитие артикуляционных навыков и усиление слухового восприятия.

ОНР — это нарушение речи, обусловленное органическими поражениями нервной системы. Оно характеризуется неполноценной или нерегулярной развитием функций речи, например, нарушением координации движений языка и губ, нарушением моторики артикуляционных органов. В отличие от ФФН, ОНР требует комплексного подхода в работе логопеда, который включает в себя не только коррекцию речи, но и восстановление нарушенных функций нервной системы.

Таким образом, ФФН и ОНР имеют различное происхождение и предполагают разные подходы к коррекции речи. Логопеды используют специальные методики и упражнения, адаптированные под особенности каждого нарушения, с целью развития недостающих навыков и улучшения функций речи у детей.

Различия в методиках логопедической работы

Методика работы логопеда в ФФН (функционально-фонетическая направленность) и ОНР (опорно-наглядная работа) имеет свои особенности, которые вытекают из разницы в подходах и принципах этих двух направлений.

При работе по ФФН логопед активно использует упражнения на развитие артикуляции и фонетики. Целью этой методики является коррекция звукопроизношения и формирование правильного речевого аппарата у ребенка. Логопед прибегает к использованию специальной терапевтической гимнастики, упражнений по улучшению дыхательного аппарата, а также тренировок различных звуков и их комбинаций. Основным инструментом работы в ФФН является речевая массажная палочка, которой логопед проводит воздействие на язык и губы ребенка для улучшения артикуляции и координации движений органов речи.

С другой стороны, ОНР базируется на использовании наглядных средств для обучения речи. Логопед в основном использует разнообразные карточки, картинки, игрушки и другие материалы, которые помогают ребенку визуализировать и понять правила русского языка и правильную артикуляцию звуков. Целью ОНР является формирование навыков правильного произношения, слухового восприятия и развития речи у ребенка.

Для более наглядного сравнения методик можно представить таблицу с их основными отличиями:

МетодикаФФН (функционально-фонетическая направленность)ОНР (опорно-наглядная работа)
ЦельКоррекция произношения и развитие артикуляционных навыковФормирование навыков правильного произношения и развитие речи
ИнструментыРечевая массажная палочка, упражнения на гимнастический матКарточки, картинки, игрушки, другие наглядные материалы
УпражненияТренировка звуков, улучшение артикуляции и дыхательного аппаратаИгры, задания на развитие слухового восприятия и речи

Таким образом, ФФН и ОНР представляют разные подходы к работе с детьми с нарушениями речи. Правильный выбор методики зависит от индивидуальных особенностей ребенка и его потребностей в логопедической помощи.

Основные признаки ФФН и ОНР

  • ФФН (фонетико-фонематическая недифференцированность) — это нарушение звукопроизношения, при котором ребенок не различает звуковые значения в слогах и словах, что приводит к смешению, замене или опущению звуков в речи. Основные признаки ФФН включают недифференциацию речевых звуков, замену или опущение звуков, нарушение артикуляционного аппарата и слухового восприятия звуков.
  • ОНР (общие нарушения развития) — это широкий термин, который описывает комплексные нарушения речи, включающие в себя не только фонетико-фонематические, но и лексические, грамматические и синтаксические аспекты. Основные признаки ОНР включают запоздалое начало формирования речи, недостаточную грамматическую и лексическую компетентность, нарушение связности речи, затруднения в понимании и выражении мыслей.

Хотя ФФН и ОНР имеют схожие признаки, различие заключается в том, что ФФН сконцентрировано на нарушении фонетической стороны речи, в то время как ОНР охватывает все аспекты речевого развития и речевые навыки.

Методы работы с ФФН и ОНР также имеют отличия. При работе с ФФН логопед использует занятия по обучению фонетике и фонематике, упражнения по артикуляции, тренировку слухового восприятия. Для работы с ОНР логопед использует комплексный подход, включающий уроки по развитию речи, тренировки по формированию правильной грамматики и лексики, игры и упражнения для развития связности и понимания речи.

Добавить комментарий

Вам также может понравиться