Здание Северного речного вокзала: история и особенности


Северный речной вокзал — одна из наиболее значимых и привлекательных архитектурных достопримечательностей Москвы. Это историческое здание, расположенное на берегу реки Москвы, считается великолепным произведением архитектуры 19 века. Оно отличается необычной архитектурой и долгой историей, связанной с развитием московского транспорта и железнодорожной сети.

Строительство Северного речного вокзала было начато в 1860 году по проекту архитектора Константина Тона. Здание было задумано как центр узловой станции, соединяющей Москву с Санкт-Петербургом. Архитектор создал проект в стиле неорусской архитектуры, подчеркивающий значение здания и его грандиозность.

Основное строительство заняло около 5 лет и было завершено в 1864 году. Здание включает в себя несколько очаровательных элементов, которые являются основой его уникальности. Одним из главных элементов является высокая башня, которая служила для наблюдения за окружающей местностью и давала прекрасный вид на реку и город.

Северный речной вокзал долгое время оставался одним из самых оживленных и транспортных узлов Москвы. Однако, с течением времени, здание стало нуждаться в ремонте и обновлении. В 2002 году началась комплексная реконструкция, в результате которой удалось сохранить и восстановить оригинальный вид здания и его аутентичные архитектурные особенности.

История здания Северного речного вокзала

Здание Северного речного вокзала в Санкт-Петербурге было построено в 1851 году. Оно было задумано и реализовано архитектором Алексеем Городецким, который специализировался на проектировании железнодорожных сооружений.

Основная цель постройки вокзала заключалась в обеспечении комфортного и удобного пути следования пассажиров по Волге и ее притокам. В то время Северный речной вокзал был одним из крупнейших транспортных узлов для отправки и приема пассажиров по реке.

ГодСобытие
1851Постройка здания Северного речного вокзала
1941-1944Временная передача здания под военные нужды
1990-1995Капитальный ремонт и реконструкция здания

Во время Великой Отечественной войны здание Северного речного вокзала было временно передано под военные нужды. В нем размещался штаб Красной армии. После окончания войны в 1944 году вокзал был возвращен обычной деятельности.

В 1990-1995 годах здание Северного речного вокзала прошло капитальный ремонт и реконструкцию. В результате этих работ внешний вид и архитектурные особенности сооружения были сохранены, а внутреннее пространство было приведено в соответствие с современными требованиями и стандартами.

Строительство и начало работы

Строительство вокзала было начато в 1902 году по проекту архитектора Владимира Шервудского. Здание было специально задумано для обслуживания пассажиров на речном транспорте. Оно получило название «Северный» из-за своего расположения на севере города.

Внешне здание вокзала впечатляет своими белыми фасадами и изысканной архитектурой, смешивающей элементы неоренессанса и классического стиля. Особое впечатление производят куполообразные шпили и колонны, украшающие верхнюю часть здания. Фасады украшены резными деталями и коваными элементами. Колоритный входной вестибюль украшен стеклянными розетками и выразительными железными перила.

Благодаря своей красоте и хорошему расположению в центре города, Северный речной вокзал был популярным местом среди петербуржцев и туристов. Впервые вокзал открыл свои двери для пассажиров 16 мая 1904 года. С первого дня работы здание стало символом комфорта и роскоши, становясь одним из главных вокзалов Санкт-Петербурга.

ГодыСобытия
1902Начало строительства вокзала.
16 мая 1904Официальное открытие вокзала.

Архитектурные особенности фасада

Фасад здания Северного речного вокзала отличается своим оригинальным и впечатляющим дизайном. Это грандиозное архитектурное сооружение выполнено в стиле неоклассицизма, который характерен для многих зданий, построенных в начале XX века.

Фронтон здания Северного речного вокзала украшен выразительными скульптурными композициями. В центральной части фасада находится декоративный барельеф, изображающий различные сцены, связанные с транспортировкой грузов и пассажиров по реке. Барельеф выглядит очень монументально и вычурно, привлекая внимание любого посетителя.

Окна в фасаде Северного речного вокзала оформлены в виде арочных проемов с лепными элементами из камня. Они добавляют особого шарма наружнему виду здания, придавая ему изысканный и благородный вид. Над входным порталом также расположено красивое оформление из лепнины, подчеркивающее важность и значимость здания.

Фасад Северного речного вокзала украшают пилястры, создающие визуальный ритм и добавляющие структуру зданию. Эти пилястры выполнены в ионическом стиле и придают зданию особую гармонию и элегантность.

В общем, фасад здания Северного речного вокзала — это уникальное сочетание роскошного оформления, выразительных скульптурных композиций и классической архитектурной формы. Этот фасад стал одним из символов Санкт-Петербурга и до сих пор впечатляет своей красотой и величием.

Изменения внутреннего пространства

Здание Северного речного вокзала было построено в начале XX века и претерпело несколько изменений внутреннего пространства на протяжении своей истории.

В первые годы после открытия вокзала в 1905 году, его интерьер был наполнен множеством элементов архитектуры модерн, популярной на тот момент. Светло-зеленые стены, стеклянные перегородки и объемные узоры на потолке создавали атмосферу роскоши и изящества. Каждая деталь была продумана до мельчайших деталей, от кованых лестниц и дверных ручек до разноцветных стекол в окнах.

Однако, во время Второй мировой войны, внутреннее пространство вокзала было серьезно повреждено в результате бомбежек. Многие декоративные элементы и мебель были уничтожены или сильно повреждены. После войны здание было восстановлено, однако, оригинальный дизайн интерьера не был полностью восстановлен.

С большими усилиями были восстановлены некоторые декоративные детали, такие как золоченые резные элементы и орнаменты на стенах. Однако, стеклянные перегородки были заменены более простыми материалами, а оригинальные кованые элементы были заменены более функциональными и практичными конструкциями.

В последние годы были проведены работы по реставрации внутреннего пространства вокзала. В рамках этих работ были возвращены некоторые утраченные элементы оригинального дизайна, такие как мозаичные полы и кованые элементы. Однако, более современные материалы и конструкции были оставлены в некоторых частях здания, чтобы соответствовать современным требованиям безопасности и функциональности.

ГодИзменения
1905Начало работы вокзала, интерьер в стиле модерн
1939-1945Повреждения внутреннего пространства во время Второй мировой войны
1945-1950Реставрация здания, частичное восстановление интерьера
2010-2020Реставрация и восстановление некоторых оригинальных элементов интерьера

История сохранения и реставрации

Сохранение и реставрация здания Северного речного вокзала были важными задачами для городских властей и культурного общества. После Великой Отечественной войны здание подверглось значительным разрушениям, и его восстановление стало приоритетной задачей.

Первоначально было проведено комплексное реставрационное исследование здания, чтобы оценить степень разрушений и выработать план восстановления. Были привлечены ведущие специалисты в области монументального искусства, архитектуры и истории. Они провели детальное изучение и документирование здания, чтобы сохранить его аутентичные архитектурные исторические особенности.

Реставрационные работы начались в 1950-х годах и продолжались в течение нескольких десятилетий. Были восстановлены оригинальные декоративные элементы, внутренняя и внешняя отделка здания. Зеркало-фрески, фронтонные скульптуры и декоративные элементы были восстановлены с использованием оригинальных технологий и материалов.

Реставрационные работы привлекали внимание широкой общественности и были произведены с учетом исторической и культурной значимости здания. В процессе восстановления был сохранен оригинальный внешний вид вокзала, восстановлены и воссозданы исторические детали, и внутреннее пространство было адаптировано под современные требования и функции.

Сегодня здание Северного речного вокзала является важной исторической достопримечательностью и одним из символов города. Реставрация и сохранение этого архитектурного шедевра являются важной задачей для будущих поколений и способом сохранения культурного наследия города.

Роль в знаменитых фильмах

Здание Северного речного вокзала впервые появилось на большом экране в 1955 году. В фильме «Белоснежка и семь гномов» здание было использовано в качестве кузницы, где главный герой, прекрасная принцесса, встречает семь гномов.

После этого здание Северного речного вокзала стало популярным местом для съемок многих фильмов. В исторических фильмах таких, как «Война и мир» и «Они срастутся веками», оно использовалось для создания атмосферы старой Москвы.

В более современных фильмах, например, в комедии «Кавказская пленница» и сериале «Деффчонки», здание Северного речного вокзала использовалось для создания аутентичного фона и добавления драматического эффекта.

Благодаря своей грандиозности и уникальной архитектуре, здание Северного речного вокзала стало известным историческим объектом и привлекает не только туристов, но и съемочные группы со всего мира.

Современное использование здания

Помимо основной функции вокзала, здание также является местом проведения различных культурных мероприятий, выставок и концертов. В его просторных залах и холлах часто проходят выставки современного искусства, а также концерты классической и современной музыки.

Северный речной вокзал стал популярным местом для проведения свадебных церемоний и фотосессий благодаря своей красивой архитектуре и историческому характеру.

Здание также привлекает внимание туристов, посещающих город, своей исторической и культурной ценностью. Они могут познакомиться с историей железнодорожного сообщения, посетить выставочные залы и просторные холлы вокзала.

Добавить комментарий

Вам также может понравиться