Теория развития истории и ее автор


Формационная теория развития истории – это концепция, которая была разработана великим советским ученым Карлом Марксом. Впервые представленная в его работе «Капитал», эта теория сегодня является одной из основных философских основ современной исторической науки.

Ключевое положение формационной теории состоит в том, что историческое развитие общества определяется конкретными экономическими формациями и классами, которые являются движущей силой истории. В рамках этой теории выделяются несколько типов формаций, каждая из которых имеет свои специфические особенности и закономерности развития.

Прежде всего, Карл Маркс выделил первобытнообщинную формацию, которая характеризуется коллективной собственностью на средства производства и отсутствием классового разделения. Затем следует рабовладельческая формация, где центральное место занимают рабовладельцы и рабы. Третья формация – феодальная, которая включает в себя систему крепостного права и вассалитета.

Каждая формация, согласно формационной теории, имеет свои причины возникновения, экономические отношения и политические институты, которые закладывают основу для последующего развития новой формации.

Карл Маркс считал, что формационная теория является универсальным инструментом для понимания исторической динамики различных обществ и культур. Его теория оказала огромное влияние на развитие марксистской философии и социалистической мысли во всем мире. До сих пор элементы формационного подхода можно найти в исторических исследованиях и школах мысли различных стран.

Антропологический подход и формационная теория

Формационная теория развития истории, разработанная известным российским ученым Н.Я. Данилевским, имеет глубокие корни в антропологическом подходе к изучению общественных явлений. Антропологический подход подразумевает осмысление человека как основной детерминант исторического развития, с акцентированием внимания на его социокультурных характеристиках и взаимодействии с обществом и природой.

В рамках формационной теории Данилевского, этот антропологический подход проявляется через выделение основных типов социально-экономических формаций, которые исторически сменяют друг друга. Каждая формация обладает своими специфическими особенностями, которые раскрываются благодаря действию определенной исторической ситуации на нравственность, экономику, политику и культуру.

Антропологический подход в формационной теории позволяет увидеть в истории разнообразие социокультурных форм, развитие человеческого общества в его многогранности и диалектичности. Данилевский утверждал, что только через изучение того, что формирует личность и общество, можно достичь полного понимания исторического процесса и предсказать его развитие.

Исходя из антропологического подхода, формационная теория Данилевского привнесла в изучение истории новые масштабы и перспективы. Она помогла установить связь между обществом и его культурой, а также выявить факторы, влияющие на формирование национального самосознания и идентичности в рамках каждой социально-экономической формации. Благодаря формационной теории, история стала более объективным и всесторонним предметом исследования, исключая субъективное восприятие и оценку исторических событий.

Тем самым, антропологический подход в формационной теории стал ключевым инструментом для понимания истории, ее закономерностей и особенностей. Он позволяет получить глубокое понимание не только основных движущих сил исторического развития, но и влияние различных факторов на общество и индивида, сделав теорию более целостной и насыщенной.

Основные положения и принципы

Формационная теория развития истории сформулирована российским историком и философом Н.Я. Данилевским в середине XIX века. Она представляет из себя обобщение и систематизацию исторического материала, которая была выражена в нескольких ключевых положениях и принципах. Вот некоторые из них:

  1. Закон противоречивости исторического процесса. Согласно формационной теории, развитие общества происходит благодаря столкновению и взаимодействию различных классов и формаций. Это приводит к возникновению противоречий, конфликтов и социальных изменений.
  2. Формационная система. Историческое развитие общества основано на специфических процессах, которые происходят внутри каждой формации. Одна формация сменяется другой, и это происходит благодаря внутренним изменениям и противоречиям, а также влиянию внешних факторов.
  3. Роль экономики. Формационная теория уделяет особое внимание экономическому фактору в развитии общества. Экономическая структура формации определяет ее политическую и социальную организацию, а также формирует отношения между людьми.
  4. Принцип «конечность исторической судьбы». Согласно этому принципу, каждая историческая формация имеет свою собственную «судьбу» — период, в который она процветает и развивается. Однако, со временем, каждая формация сталкивается с внутренними и внешними проблемами, которые приводят к ее упадку и смене на новую формацию.

Формационная теория развития истории оказала значительное влияние на дальнейшую разработку исторической науки. Ее положения и принципы стали основой для других теорий, и они все еще рассматриваются и обсуждаются историками и философами по всему миру.

Теоретическая база и источники влияния

Гумилевский подчеркивал важность экологического и географического факторов в развитии формаций. Он считал, что климатические условия и природные ресурсы имеют огромное значение для формирования различных способов жизни и экономических систем.

Основой формационной теории является классификация исторических эпох по их эволюционному порядку. Гумилев выделил несколько формаций, включая примитивно-общинную, раннюю классовую, раннюю рабовладельческую, древнюю феодальную, османскую, западноевропейскую и русскую формации.

Источниками влияния Гумилева для разработки формационной теории являлись работы марксистских ученых, таких как Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ленин. Однако Гумилев также обращался к другим источникам знания, включая и неевропейскую историю и культуру. Он опирался на археологические данные, этнографические и исторические исследования различных народов и их традиций.

ВлияниеОписание
МарксизмГумилев обратился к трудам марксистских ученых, чтобы развить свою теорию о формациях и классовой борьбе.
АрхеологияИспользование археологических данных помогло Гумилеву понять развитие различных формаций и определить особенности многих исторических эпох.
ЭтнографияИзучение этнографических данных о разных народах помогло Гумилеву выявить связь между природой, культурой и формированием формаций.
Исторические исследованияАнализ исторических исследований различных народов и традиций позволил Гумилеву получить более полное представление о развитии формаций.

Классы общества и структура исторического процесса

Классы общества определяются прежде всего социально-экономическими отношениями, основанными на доступе к средствам производства. Наиболее известные классы, выделяемые в формационной теории, – это рабочий класс и буржуазия. Рабочий класс – это трудящиеся, которые не контролируют средства производства и зарабатывают на жизнь продажей своей рабочей силы. Буржуазия, в свою очередь, представляет собой обладателей средств производства, которые получают прибыль от работы рабочих.

Структура исторического процесса определяется борьбой и взаимодействием этих классов. Формационная теория развития истории выделяет несколько основных формаций, которые сменяют друг друга в истории: древнее общество, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм и социализм. Каждая формация характеризуется определенными экономическими, социальными и политическими отношениями, а также специфическими классами, которые играют определенную роль в обществе.

Идея о классовой борьбе и изменении структуры общества была впервые развита Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в их работах «Коммунистический манифест» и «Капитал». Влияние этой теории на историческую науку и политическую мысль невозможно переоценить. Марксизм стал одним из важнейших идеологических течений XX века, его влияние ощущается и по сей день.

Добавить комментарий

Вам также может понравиться