Один из способов представления периодизации — через таблицу, которая разбивает развитие психологии на основные эпохи. Каждая эпоха характеризуется определенными идеями, концепциями и методами исследования. Периодизация позволяет нам увидеть эволюцию психологической мысли, а также влияние социальных, политических и культурных изменений на развитие психологии.
Основные этапы развития психологии можно разделить на четыре периода: философский, физиологический, психофизиологический и научный. Каждый период характеризуется уникальными идейными направлениями и учеными. Философский период охватывает время с античности до конца 18 века, где психология была тесно связана с философией и религией. Физиологический период был продолжением философского, но с акцентом на физиологические процессы в организме. Психофизиологический период отмечен появлением исследований, объясняющих существование связи между душой и телом. Наконец, научный период отличается применением научных методов для изучения психологии и приветствует развитие различных подходов и школ в психологии.
В целом, периодизация истории психологии позволяет нам лучше понять эволюцию психологической мысли и влияние внешних факторов на развитие этой науки. Она помогает нам увидеть, как с течением времени психология стала отдельной научной дисциплиной, и как все больше исследователей вносили свой вклад в развитие этой области знания.
Периодизация истории психологии: таблица и ключевые этапы развития
Философско-психологическая периодизация:
Древнее время. В философских учениях древних греков высказывались первые представления о природе ума и души.
Средневековье. В центре внимания психологических рассуждений стояла проблема отношения души и тела, религиозные аспекты психологии.
Новое время. XIX век – эпоха, когда формируется психология как самостоятельная наука. Возникновение психологических школ и направлений.
Научно-психологическая периодизация:
Предварительно-научный этап. В XVII-XVIII веках появляются первые опыты и знания о психических процессах.
Физиологический этап. XIX-XX века – период активного изучения мозговых процессов и нервной деятельности.
Психологический этап. XX век – развитие психологии как самостоятельной науки, возникновение различных ее направлений.
Функциональная периодизация:
Экспериментально-зрительная психология: отличительной особенностью является активное использование экспериментальных методов в исследованиях человеческого восприятия.
Фрагментарная психология: сосредоточена на изучении отдельных аспектов психологии, таких как память, мышление, внимание и другие.
Экспериментальная психология: занимается исследованиями процессов познания и взаимодействия человека с окружающим миром.
Прикладная психология: направлена на применение психологических знаний в различных областях деятельности человека, таких как образование, медицина, спорт и другие.
Психология не останавливается на достигнутом и продолжает развиваться, открывая новые направления и методы исследования сущности и функций психики человека.
Древний мир и психология
Древний мир считается одним из ключевых этапов в развитии истории психологии. В период с V века до н.э. до V века н.э. в Древней Греции и Риме сформировались основные представления о природе человеческой психики.
Одним из самых известных ученых этого времени был греческий философ Платон, который разработал свое учение о душе. Он утверждал, что душа состоит из трех частей: разумной, волевой и страстной. Разумная часть души отвечает за мышление, волевая — за принятие решений и действия, а страстная — за эмоции и чувства. Это учение оказало значительное влияние на психологию и философию последующих веков.
Еще одним из великих ученых Древнего мира был античный философ Аристотель. Он также занимался изучением души и выделил три ее функции: постижение (рассудок), желание (воля) и чувство (ощущение). Аристотель полагал, что душа входит в тело и обладает свойствами, такими как разум, память, воображение и т.д.
Древний мир оказал огромное влияние на развитие психологии. Многие представления и концепции, сформировавшиеся в этот период, стали основой для дальнейших исследований в области психологии. За древнегреческими и древнеримскими философами и мыслителями мы обязаны многим открытиям и пониманию человеческой психики.
Средневековье и рождение новых идей
Средневековье было периодом, когда изучение психологии не получало особого развития. В эти времена правила религия, и ее традиции и представления сильно влияли на восприятие человеком самого себя и своего внутреннего мира.
Тем не менее, в это время были заложены основы для развития психологии впоследствии. Значительный вклад внесли философы и мыслители, такие как Августин Аврелий, который размышлял о взаимосвязи между душой и телом, и Томас Аквинский, который изучал понятие «интеллект».
Также в этот период начали появляться первые идеи о психических расстройствах и их лечении. В средневековой Европе практиковались методы, основанные на вере и молитве, а также использовались некоторые физические методы, такие как массаж и гипноз.
Средневековье стало временем перехода от древней и средневековой философии к новым идеям и подходам к психологии. Возрождение и эпоха Просвещения, которые последовали за этим периодом, сыграли важную роль в развитии научного подхода к изучению человеческого разума и поведения, открывая новые горизонты в психологической науке.