История калужско-рижской линии метро


Калужско-рижская линия московского метро — одна из самых старых и популярных линий городского подземного транспорта. Введена в эксплуатацию 5 ноября 1950 года, она стала первой новой линией после открытия старых «арбатской» и «сокольнической». Протяженностью 17,41 км Калужско-рижская линия связывает северо-запад и юг Москвы, соединяя станции «Новоясеневская» и «Пятницкое шоссе».

История строительства Калужско-рижской линии метро началась в 1938 году, когда было принято решение о развитии подземного транспорта в Москве. Однако, начало Второй мировой войны остановило строительство. Работы были возобновлены только в 1947 году. Первым участком линии стал участок от станции «краснопресненская» до станции «Смоленская», который введен в эксплуатацию 14 марта 1950 года.

В то время транспортная система Москвы насчитывала всего лишь 14 станций, поэтому новая Калужско-рижская линия стала долгожданным подспорьем в городской жизни. Ее открытие немедленно вызвало восторг у жителей Москвы, и метро стало излюбленным транспортом среди многих горожан.

Сегодня Калужско-рижская линия является одной из самых популярных и загруженных в Москве. Станции этой линии сочетают в себе архитектурные шедевры, историческую ценность и практическое значение в городском транспорте. На протяжении своей истории линия претерпела множество изменений и улучшений, однако ее популярность и важность для жителей Москвы остается неизменной.

Создание калужско-рижской линии

Калужско-рижская линия московского метро была открыта 5 ноября 1972 года. Ее создание было связано с необходимостью расширения метрополитена и обеспечения транспортного сообщения с южными и юго-западными районами Москвы.

Работы над строительством линии начались в 1965 году. Они велись параллельно с созданием других линий метро, таких как Серпуховско-Тимирязевская и Замоскворецкая. Для строительства использовалась ямская система, которая позволяла осуществить работы на глубине до 30 метров.

Дата открытияНазвание станцииПротяженность линии, км
5 ноября 1972 годаТеатральная3,3
20 февраля 1973 годаОхотный ряд4,1
14 мая 1974 годаЛубянка5,4
28 декабря 1975 годаЧистые пруды6,6
30 декабря 1979 годаКалужская7,6
28 декабря 1984 годаНижегородская8,8
20 декабря 2009 годаВолгоградский проспект9,9
28 декабря 2011 годаПролетарская10,8
30 августа 2018 годаКрестьянская застава11,9
15 ноября 2019 годаДубровка12,7

Калужско-рижская линия сегодня является одной из самых важных магистралей метро и обеспечивает транспортное сообщение не только между южными и юго-западными районами Москвы, но и со спальными районами на юго-востоке города. Линия является популярной среди пассажиров, благодаря своей доступности и удобству передвижения.

Строительство и открытие первых участков

Строительство калужско-рижской линии метро началось в 1976 году. Первым участком, открытым для пассажиров, стал участок от станции «Театральная» до станции «Маяковская», который был открыт 12 декабря 1981 года. Этот участок имеет длину около 4,2 километра и включает в себя 3 станции: «Новоясеневская», «Боровское шоссе» и «Калужская».

Строительство оставшихся участков продолжалось, и 7 ноября 1983 года был открыт участок от станции «Калужская» до станции «Лужники». Этот участок имеет длину около 3,7 километра и включает в себя 2 станции: «Коломенская» и «Юго-Западная».

В последующие годы были открыты участки от станции «Лужники» до станции «Молодежная» (12 июня 1985 года), от станции «Молодежная» до станции «Кунцевская» (31 декабря 1989 года) и от станции «Кунцевская» до станции «Строгино» (30 декабря 1995 года).

Современное состояние калужско-рижской линии метро характеризуется её расширением и развитием. В 2008 году был открыт участок от станции «Строгино» до станции «Мякинино». А в 2014 году был открыт участок от станции «Мякинино» до станции «Волоколамская». Продолжается строительство дальнейших участков, которые планируется открыть в ближайшие годы.

Развитие линии в советское время

После открытия первого участка калужско-рижской линии метро в 1965 году, начался активный процесс ее развития. В первые годы эксплуатации метрополитена было построено несколько новых станций, а также проведено расширение существующей линии.

В 1970 году на линии было открыто второе направление, которое соединило районы Митино и Пятницкое шоссе. Это позволило значительно улучшить транспортное сообщение в западном направлении города.

В 1982 году была открыта последняя станция первого участка линии — станция «Баррикадная». Она стала своеобразным завершением строительства первоначальной трассы линии, проложенной через исторический центр города.

Год открытияСобытие
1965Открытие первого участка между станциями «Тушинская» и «Рижская»
1970Открытие направления Митино — Пятницкое шоссе
1982Открытие станции «Баррикадная»

В 1985 году было принято решение о дальнейшем расширении калужско-рижской линии. В результате проводилось многочисленное строительство новых станций и расширение существующих. К концу советской эпохи в 1990 году линия была значительно продолжена в южном направлении, достигнув последней станции «Новоясеневская».

Советское время считается золотым веком развития калужско-рижской линии метро. Метрополитен стал неотъемлемой частью жизни Москвы и важным элементом транспортной инфраструктуры города.

Реконструкция и модернизация линии в 2000-х годах

В 2000-х годах калужско-рижская линия метро претерпела значительные изменения и модернизацию. Одной из важных задач было обновление и модернизация станций, чтобы соответствовать современным технологиям и уровню комфорта.

На протяжении этого периода были проведены работы по реконструкции многих станций, включая замену отделки, обновление освещения и вентиляции, а также расширение платформ для увеличения пропускной способности пассажиров.

Кроме того, в рамках модернизации линии произошло внедрение новых технологий и систем. Внедрение системы безопасности контроля проезда иконка на станции позволило увеличить эффективность контроля оплаты проезда и сделало поездку более комфортной и безопасной для пассажиров. Также была улучшена система информирования пассажиров, в том числе установка электронных табло с информацией о движении поездов и ожидаемых времени прибытия.

В результате реконструкции и модернизации линии в 2000-х годах калужско-рижская линия метро стала более современной, комфортной и безопасной для пассажиров. Обновленные станции и новые технологии позволяют решить проблемы перевозки пассажиров с большей эффективностью и комфортом.

Увеличение протяженности линии в 2010-х годах

В конце 2000-х годов началась активная фаза развития калужско-рижской линии метро. В 2010 году был открыт участок от станции «Ботанический сад» до станции «Библиотека имени Ленина». Этот участок добавил в линию 4 новых станции, что значительно увеличило протяженность метрополитена.

Станция «Ботанический сад» — это первая станция, построенная в новом участке линии. Она была открыта в 2010 году и стала первой станцией метро в Калужско-рижском направлении. Станция находится рядом с Ботаническим садом Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Станция «Библиотека имени Ленина» — это конечная станция участка, открытого в 2010 году. Она была названа в честь лидера Советского Союза Владимира Ленина и стала третьей станцией метро с таким названием в Москве. Рядом со станцией находится Московская городская библиотека имени Н. А. Некрасова.

Увеличение протяженности линии в 2010-х годах позволило обеспечить более удобное и быстрое движение пассажиров. Кроме того, новые станции стали центрами социальной и деловой активности в своих районах, привлекая к себе внимание жителей и гостей города.

Технические особенности и инфраструктура калужско-рижской линии

Строительство линии началось в 1969 году, и в 1971 году был открыт первый участок от станции «Академическая» до станции «Проспект Вернадского». В настоящее время продление линии на восток в сторону Ригы находится в стадии проектирования и строительства.

Технические характеристики линии включают в себя использование стандартного широкого профиля колеи — 1520 мм. Это позволяет использовать на линии обычные поезда, которые также используются на других линиях метро Москвы.

Калужско-рижская линия изначально была построена с односторонним движением поездов, но в 2008 году был завершен проект по переходу на двухстороннее движение. Это улучшило пропускную способность линии и сократило время ожидания поездов на станциях.

Особенностью инфраструктуры калужско-рижской линии является наличие двух искусственных перегонных тоннелей — одного в районе станции «Новые Черемушки» и второго в районе станции «Чертановская». Они позволяют быстро и безопасно перемещаться по линии из одного направления в другое.

На линии есть несколько переходов к другим линиям метро — станция «Парк Культуры» предоставляет доступ к Кольцевой линии, а станция «Калужская» — к Замоскворецкой линии. Это значительно упрощает перемещение пассажиров по городу и обеспечивает интеграцию с другими линиями метрополитена.

Все станции калужско-рижской линии оформлены в одном стиле — они имеют сводчатые потолки, стены отделаны плиткой и на них установлены специальные бронзовые панели с названиями станций.

Таким образом, технические особенности и инфраструктура калужско-рижской линии обеспечивают комфортное и безопасное перемещение пассажиров, а также интеграцию с другими линиями московского метро.

Добавить комментарий

Вам также может понравиться