История Деда Мороза: его предтечи и предшественники на Руси


Дед Мороз — одна из самых известных и любимых фигур русской народной мифологии. Этот добрый и мудрый старец с белой бородой и волшебной палочкой стал символом Нового года и праздника Рождества. Но, до появления Деда Мороза на Руси, существовали другие персонажи, выполняющие похожие функции.

Перед тем, как стать популярным в европейских странах, образ Деда Мороза имел свои корни в русской культуре. Еще в древности русичи праздновали зимние праздники, встречая Новый год и Рождество. В разных регионах страны фигуры, сходные с современным Дедом Морозом, носили разные названия и обладали своей историей.

Великий Мороз, Отец Мороз, Старый Мороз — такими были имена предшественников Деда Мороза. Эти персонажи выступали в качестве воплощений зимы и старого года, принимая участие в обрядах с целью изгнания холода и привлечения удачи в новом году.

«Великий Мороз обитает в лесу среди берез и елок, а его образу безвременно принадлежит грозная сила и священная грусть, вкупе со знанием пребывания в природе, в покоях и в творчестве.»

Со временем, образы этих предшественников стали сливаться вместе и в результате возник тот Дед Мороз, которого мы знаем сейчас. Постепенно Дед Мороз получил свою историю, особенности характера и даже свою привычку дарить детям подарки в канун Нового года. Таким образом, он стал узнаваемым и любимым персонажем не только в России, но и во многих странах мира.

Первые упоминания в хрониках

Первые упоминания о Деде Морозе в русских хрониках датируются XIV веком. Вспоминаются Дед Мороз и его дочь, внучка или жена Снегурочка.

В одной из хроник конца XV века упоминается «старец съ дедом», который приходил в деревни и дарил детям подарки. Он носил длинную белую бороду, а его дочь или внучка была одета в белые одежды.

В XVII веке Дед Мороз стал всё более популярным персонажем в народных преданиях и народной культуре. Ему приписывали волшебные способности и силу. Считалось, что Дед Мороз живёт на севере России и имеет свою сказочную избу.

В хрониках и записях XVIII века, Дед Мороз упоминается как «Дед Мороз-Ледяной», «Дед Мароз-Волосатый» и «Дед Мороз-старик». Была упомянута также его спутница — Снегурочка, которая помогает ему дарить подарки детям.

Постепенно Дед Мороз стал стилизованным символом национальной культуры, представителем зимы и праздника. Он получил своё современное описание — доброго, человекоподобного мудрого старца, одетого в красную шубу, с белой бородой и широким меховым шлемом.

С течением времени, Дед Мороз стал основным персонажем новогодних праздников и символом праздничной магии и сказки.

Сказания о Морозко

В сказании, Морозко обитает в холодных лесных просторах, где ему подчинены ветер, снег и мороз. Он облачен в ледяную шубу, а его волосы и борода покрыты инеем. В руках у него метла и морозный посох, с помощью которых он наказывает своих жертв.

Согласно сказаниям, Морозка награждает добрых и справедливых людей. Он дарит им пахнущее цветами ледяное утро и завитки белоснежного снега. Он преображает реки и озера в красивые ледовые скульптуры и создает красивые зимние пейзажи. Морозко также награждает детей, которые поступалися своими игрушками младшими. Он подарит им новые, радостные игрушки и сладости.

Однако справедливая кара, произнесенная Морозкой, может погубить злых и грешников. Он наказывает безжалостно всех, кто обидел бедных и слабых, кто ворует и грабит, кто обманывает и лжет. Согласно легенде, он вселяет живой мороз внутрь их душ, и они замерзают до смерти.

Таким образом, сказания о Морозко описывают старинное представление о холодном и справедливом старике, награждающем добрых и карающем тех, кто нарушает законы морозного царства.

Рождение Бабы-Яги

Согласно легенде, Баба-Яга была рождена на Руси в далекие времена. Детали ее рождения разнообразны и неоднозначны. Одна из версий гласит, что Баба-Яга является дочерью Кощея Бессмертного и его жены. Кощей Бессмертный был злым магом, который старался обрести бессмертие и власть над миром.

Судьба Бабы-Яги связана с древними силами природы. Говорят, что она была дарована матерью-природой, чтобы исполнять функции хранительницы мудрости и справедливости. Баба-Яга была обладательницей необычных способностей, позволяющих ей жить в изолированных тайгах и управлять силами природы.

Баба-Яга представляет собой сложный и двуединый образ. С одной стороны, она злобная и опасная ведьма, которая пугает детей и преграждает им путь. С другой стороны, она является мудрой старушкой, которая советует и помогает тем, кто ищет ее помощи.

Хотя Баба-Яга не считается предшественником Деда Мороза, ее история и традиции тесно связаны с русской Новогодней сказкой. Она олицетворяет силу и мудрость природы, а также служит напоминанием о значимости справедливости и баланса в жизни.

Появление Белоснежки

По преданию, Белоснежка была прекрасной девушкой с снежно-белой кожей, густыми черными волосами и глазами как у голубого неба. Она была дочерью королевы и странствовала по разным уголкам Руси, уча простых людей добродетелям и помогая им в трудной минуте.

Однажды, Белоснежка попала в злокозненный лес, где на ней напало злобное существо — порочная мачеха. Мачеха, завидев красоту Белоснежки, решила ее убить, чтобы оставить самой прекрасной во всем царстве.

Однако, Белоснежка смогла спастись и нашла приют у семи гномов, которые проживали в лесу. Они стали ее добрыми опекунами и помогали ей во всех делах.

Белоснежка жила вместе с гномами, заботилась о них и помогала им. Вместе они противоставлялись злому волшебнику и окружающим их опасностям.

Таким образом, Белоснежка стала символом добра и справедливости на Руси, и ее история была передана из поколения в поколение.

Троица: Зима, Весна и Лето

Зима, первая из троицы сестер, воплощала в себе символ холода, мороза и снегопадов. Она правила зимними месяцами, когда природа засыпала под снежным покровом, а животные и растения впадали в спячку. Зима почиталась как владычица холодных сил природы, которая приносит успокоение и восстановление после активной жизни в другие времена года.

Вторая сестра Троицы — Весна, символизировала пробуждение природы после зимней спячки. Весной все оживало — птицы возвращались с юга, деревья распускали свои почки, а поля покрывались первыми зелеными побегами. Весна была воплощением надежды и обновления, приносящей радость и жизненную энергию.

Лето, третья сестра Троицы, отвечала за самые теплые и солнечные месяцы года. В это время природа во всей своей красе расцветала — деревья испускали ароматные цветы, поля засиживались вкусными ягодами, а небо заполняли яркие лучи солнца. Лето символизировало плодородие и изобилие, которые приносят урожай и обеспечивают скот свежей пищей.

Таким образом, Троица сестер — Зима, Весна и Лето — играли важную роль в древнеславянской мифологии, олицетворяя смену времен года и природных циклов. Их образы и роли с течением времени соединились и сформировали образ Деда Мороза — доброго старика, который приносит детям новогодние подарки и воплощает в себе особые черты всех трех сестер.

Добавить комментарий

Вам также может понравиться